КАЧЕСТВО ОСВЕЩЕНИЯ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ
Гладин Д.В. — кандидат сельскохозяйственных наук, технический директор ООО «ТЕХНОСВЕТ ГРУПП»
Некачественное светодиодное освещение может не только снизить эффект от использования светодиодов, создать некомфортную световую среду на улицах, но и обеспечить предпосылки к увеличению аварийности на дорогах.
Компания «ТЕХНОСВЕТ ГРУПП» выиграла тендер по производству светодиодных светильников для установки по автобусному маршруту в г. ХАРОВСК. На городских улицах были установлены 54 светодиодных светильника мощностью 100 Вт (https://www.ntp-ts.ru/shop/ulichnye/). Специалистами компании на основании требований нормативных документов и исходных данных были выбраны светильники со специальной оптической системой, позволяющей обеспечить требуемую освещенность и равномерность освещения на проезжей части. Линзы с распределением силы света по углу половинной яркости 140° в горизонтальной плоскости и 60° в вертикальной позволили оптимально выровнять освещенность по дорожному полотну с учетом расстояния между столбами и их высоты (фото 1,2,3,4).
К сожалению, на улицах этого же города можно наблюдать пример безответственного отношения поставщика осветительного оборудования. Светильники, выполненные без учета условий эксплуатации, в самом дешевом варианте с непонятной оптической системой для светодиодов, позволили компании выиграть в тендере, но предоставленное освещение не только создает некомфортные условия для жителей города из-за большой неравномерности и зональности освещения, но и в определенных ситуациях — предпосылки к увеличению аварийности на дороге. На фото 5,6,7,8 представлено светодиодное освещение, при котором наблюдается большая разница в уровне освещенности под светильниками и между ними.
Кроме некомфортного освещения, при движении по такой улице водитель транспортного средства при определенной скорости движения и особенностей его зрения может столкнуться с эффектом пульсации освещенности, коэффициент которой будет близок к 100 %, а частота в несколько Гц. Например, при скорости 100 км/час автомобиль за 1 секунду будет проходить около 28 метров, при расстоянии между столбами 28 метров, водитель будет наблюдать два максимума освещения и один минимум. Такая пульсация освещенности может снизить скорость реакции человека, создать фантомные эффекты и привести к выпадению из поля зрения части дорожного полотна.
Таким образом, при планировании светодиодного освещения в городской инфраструктуре и на дорогах необходимо более ответственно подходить как заказчикам (муниципальным органам), так и поставщикам осветительного оборудования. Установка таких светодиодных светильников не только создаст некомфортные условия освещения для жителей на несколько лет вперед, но и снизит эффект от преимуществ твердотельных источников света.
Техносвет групп — создавая полезное!